На реке / Вовкино детство в Порозове /

Река около Порозова была хорошо знакома ребятам и Вовке. Летом она была во многих местах мелководная, и можно было вброд перейти с берега на берег, в этих местах мужики переезжали на лошадях с телегами. Для них были спуски к реке. Переезд через реку из Порозова в деревню Заломаиха был почти рядом с заводом, а потом дорога шла через березовую рощу прямо в деревню. Переезд к школе и магазину на другом берегу при низкой воде шел мимо казе-инки, переехать на другую сторону или перейти вброд можно было также за старым колодцем, где был родник воды.

Для того чтобы можно было перебраться с берега на берег, летом возводились лавы. Обычно это были связанные между собой плоты с перилами с одной стороны. В других случаях реку переходили по двум доскам, установленным на кольях, через островок в самом узком месте реки. В дно реки вбивали крест-накрест колья, на них настилали доски, и между кольями делали веревочные перила.

В лесу летом было много комаров и мух — не поиграешь! Поэтому чаще всего ребята проводили время у реки. В жаркие дни их самым любимым местом были «пески» — небольшая песчаная коса у противоположного берега реки, образовавшаяся после мельничной запруды и омута.

Все начиналось с того, что Ленка или Вовка предлагали: «Идем на песок». Для того, чтобы попасть туда, нужно было сбежать вниз к реке мимо казеина, перейти по лавам на противоположный берег и на дорогу вдоль реки, пробежать по ней метров пятьдесят, спуститься с берега вниз к реке и перепрыгнуть оттуда на эту полоску песка. Тут можно было сбросить с себя одежду и прыгнуть в воду.

После купания ребята ложились плашмя на теплый песок, грелись и рассматривали разноцветные песчинки. В песке можно было найти «жернова» — остатки каких-то существ. Ленка говорила, что если плюнуть на песок и потом его зарыть, то от этого могут появиться новые «жернова».

На реке можно было ловить стрекоз: маленьких, темно-синих, и крупных, с зеленоватой большой головой, которые садились на тростник. В прибрежной канавке, где вода была теплее, водились пиявки и странные, извивающиеся существа, длинные и тонкие, как волосы. Пиявок и «волоса» ребята боялись, так как они могли, по рассказам всезнающей Ленки, присасываться к ногам и даже впиваться в тело. Поэтому «волос» они вылавливали палками и выбрасывали на берег.

У реки рос тростник. Особенно много его было к концу лета, когда река мелела и сплошь зарастала тростником, за исключением лишь тех мест, где были омуты. На песчаной косе Ленка учила Вовку делать из тростника «уточек». Для этого нужно было вырвать тростник, свернуть его, а потом самый конец снова пихнуть в серединку. Впрочем, нежные белые стебли тростника можно было еще и есть. Вовка не раз их пробовал.

Большие ребята тоже частенько приходили купаться на пески.

Но у них было свое место, на другом краю песчаной косы, ближе к омуту. Там было глубоко, и они с разбегу ныряли в воду, а потом плыли саженками на середину реки. Малыши, которые плавать не умели, купались на мелководье, ближе к островку, где песок был более крупный.

Но и тут Вовку подстерегали опасности. Рядом с песчаной косой дальше по течению начинался островок, заросший ивами. Тут русло реки становилось уже, а скорость течения и глубина — увеличивались. Однажды, купаясь, ребята стали соревноваться, кто зайдет в воду дальше всех. Вовка решил показать ребятам, какой он смелый, и зашел в воду: сначала по грудь, потом по шейку, а потом, уже едва касаясь дна, на цыпочках, почти до подбородка. И тут он вдруг почувствовал, что течение сносит его к быстрой и глубокой протоке, где шумела вода.

Так продолжалось какое-то мгновение, он даже хотел кричать, хотя никто из ребят не умел плавать. Испытывая ужас, он начал инстинктивно загребать руками к берегу и через некоторое время почувствовал, что потихоньку на мизинцах может выбираться к берегу. Выйдя из воды, дрожа от страха, он лег на теплый песок, с ужасом думая о той опасности, которую ему удалось избежать. Ему опять повезло.

С тех пор он больше на глубину не заходил. Плавать «по-собачьи» он научился уже лет с пяти, в том месте реки, где были лавы. Сначала, держась за плот, научился держаться на воде, а потом, отталкиваясь от дна и колотя по воде ногами, стал подплывать к плоту, с каждым разом отступая от него все дальше и дальше.

Любопытство все время влекло Вовку туда, где он еще не побывал, ему хотелось посмотреть то, что еще не видел. Иногда он залезал на чердак и даже на крышу дома, куда забирались только большие ребята. Оттуда были хорошо видны поля и дома на другом берегу реки. Там находилась деревня Заломаиха, где жили бабушкины знакомые.

На противоположном берегу, ближе к реке, около рощи, раскинулось поле, засеянное горохом. Оно охранялось, но взрослые ребята переплывали реку и воровали горох, вырывая растения прямо из земли «титинами», переправляли их на свой берег и там ощипывали.

Остатки мелких стручков гороха на этих «титинах» иногда доставались и ребятам помладше.